Выездная школа "Исторические судьбы России: проблема цивилизационного выбора": отчет

7-8 апреля в доме отдыха МГУ "Красновидово" прошла студенческая выездная школа "Исторические судьбы России: проблема цивилизационного выбора", организованная кафедрой социальной философии и философии истории совместно с кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ.

Выездную школу открыла жаркая полемика между Кареном Хачиковичем Момджяном, Владимиром Сергеевичем Кржевовым и Владимиром Васильевичем Мироновым на тему актуальности марксизма. Несмотря на то, что в ходе дискуссии профессора не пришли к единому мнению по данным вопросам, живая и насыщенное эмоциями научная полемика задала бодрый тон последующим дебатам студентов.

В конце первого дня Дагмар Миронова выступила с мастер-классом о политических партиях современной Германии. Рассказ об актуальных проблемах партийной демократии, популизме и предвыборных обещаниях стал удачным и гармоничным завершением первого этапа состязания.

Основным событием выездной школы стали политические дебаты. Участники разделились на четыре группы: либералы, консерваторы, анархисты и социалисты. Каждая команда (10-15 человек) отстаивала свою концепцию, аргументируя, почему для России именно такой путь развития будет оптимальным. В первый день выступали все четыре команды, высказывая аргументы в защиту своей концепции, затем профессорское и студенческое жюри задавали вопросы и оценивали выступления на аргументированность, убедительность и знание общественно-политических теорий и реалий. Далее на основании полученных баллов были определены две команды, вышедшие в финал.

Первыми выступила команда "либералов", которые отстаивали свою основную идею – принцип разделения властей. Алтана Монтеева: «Чтобы не сложилось впечатление, что либерализм, провозглашая высшей ценностью свободу, порождает хаос, надо добавить главное! Мы не переходим в анархию. Мы не взываем к эгоизму. Это для тех, кто перечитал Докинза "Эгоистичный ген". Нет. Мы хотим подчеркнуть, что, в первую очередь, мы за порядок. Свобода каждого отдельно взятого индивида есть необходимое условие свободы всех».

После борцов за свободу выступали "консерваторы". Вадим Жорин: «Не навредить является одним из главных наших принципов. Нужно трезво оценивать человека, не идеализировать его. На протяжении последних сорока тысяч лет не менялись человеческие потребности, при этом наши оппоненты говорят о воспитании нового человека в течении какого-то десятилетия. Нужно понимать, что консерватизм это скорее средство, а не цель, и это лучшее средство для достижения наиболее благоприятного будущего России. Консерватизм не исключает движения вверх и вперед, он просто исключает возможность скатывания вниз к родовой общине».

Команда "анархистов" отличилась творческим подходом к форме своего выступления: в отличие от остальных команд (где участники сразу стояли на сцене все в ряд), они поочередно выходили друг за другом, тем самым усилив эмоциональное воздействие на публику. Петр Толкачев: «Анархизм – это не идеология, это не форма правления. Анархизм – это полюс, к которому притягиваются и от которого отталкиваются другие формы правления. Анархизм, как ему и подобает, не имеет общего единого учения, но одна черта присуща всем – это стремление к отсутствию власти и угнетению. И, как следствие, анархизм привлекает к себе внимание тем, что он все время появляется и, таким образом, мы не можем его оставить без внимания».

Завершили дебаты "социалисты", обозначившие свою позицию следующим образом: главным вопросом этой позиции является общественное благо, и если конкретизировать, то можно обозначить его, как развитие общества, основанного на солидарности. Туманова Дарья: «Cоциалистическое государство не является какой-то враждебной силой по отношению к человеку. Человек в такой системе не остается одинок. Человек чувствует под собой какую-то опору и получает некоторую свободу за счет того, что не ограничивается только своими силами в каких-то элементах».

Все позиции вызвали бурное обсуждение, в ходе которого было поднято немало острых и сложных вопросов.

На следующий день состоялся финал игры, в котором сошлись участники двух лучших команд.

 

Впечатления участников:

«Остались только самые светлые и приятные эмоции от этих двух дней, проведенных в живописном месте на берегу Можайского водохранилища в д.Красновидово. Мне посчастливилось стать организатором данного мероприятия, что дало мне увидеть и услышать общую картину обсуждений и, в какой-то мере, почувствовать себя в качестве жюри. Школа дала бесценный опыт и широкий спектр мыслей для будущих размышлений об устройстве не только нашего государства, но и стран мира». - Елизавета, организатор

«Основная цель выездной школы - обсуждение студентами, начиная от аспирантов и заканчивая первокурсниками, в неформальной обстановке политического будущего нашей Родины. Интересно, что все участники настолько серьезно восприняли все происходящее, что даже возникли жаркие дискуссии и драматические повороты сюжета при обсуждении, хотя, по идее, школа носила игровой характер. Однозначно это было здорово, а главное поучительно, мы узнали много нового, общаясь с нашими наставниками». - Дамир, 2 курc

« Вот и подошла к концу наша выездная школа. Конечно, остались только самые положительные эмоции. Были очень интересные задания, мы попытались максимально креативно подойти к ним. Вот ждем подведение итогов, но уже понятно, что эта школа принесла не только новые знания, но и много новых друзей, новые эмоции и какие-то новые мысли о которых придется еще подумать». - Анна, 2 курс

«Спасибо за такое прекрасное мероприятие! У нас была удивительная возможность пообщаться с такими опытными и интересными наставниками. К сожалению, наша команда не вышла в финал, но, тем не менее, мы получили бесценный опыт. Спасибо за такую возможность!» - Анастасия, 1 курс

«Все очень понравилось! Я изначально приехала сюда учиться и узнать для себя много нового, чтобы появилось еще больше идей и мыслей для обдумывания. К сожалению, мы не прошли во второй тур, но ничего страшного, потому что моя главная цель осуществилась». - Настя, 1 курс

Отчет подготовлен Екатериной Шевкун, 2 курс.